Принцип Объединения, или просто Принцип, – это религиозно-философское учение, которое рассматривает фундаментальные вопросы бытия. Откуда произошли люди? Как они были сотворены, и как им следует относиться к природе? Существует ли всевышний творец, Бог? Если да, то какова природа Бога, и зачем Он создал людей? Если в жизни человека есть некая цель, как ее осуществить? Почему существует зло, и откуда оно взялось? Если Бог – это добро, то что Он предпринимает, чтобы положить конец людским страданиям, и какова Его воля в отношении современных людей?

Принцип был открыт основателем и руководителем Движения Объединения, Мун Сон-Мёном. Он родился и вырос в Корее, где стал остро ощущать людские страдания и неспособность человечества создать мир любви и справедливости. Он стремился понять, почему люди страдают и как положить конец этим страданиям. Получив воспитание в христианской семье, он знал, что религия обращается к фундаментальным вопросам человеческого существования и обещает богопослушным верующим идеальный мир. Но он также понимал, что хотя традиционные религии имеют многовековую историю и опираются на полные сокровенных знаний святые писания, на практике они не способны ни ответить на многие жизненно важные вопросы, ни разрешить глубочайшие проблемы человечества. Озадаченный огромным разрывом между религиозными идеалами и действительным состоянием мира, Мун Сон-Мён с помощью молитвы и исследований начал собственный неутомимый поиск решений.

В возрасте 15 лет, когда Мун Сон-Мён глубоко молился на вершине горы неподалеку от своей деревни, ему в видении явился Иисус Христос, который призвал его посвятить жизнь Богу и спасению человечества. Несмотря на юный возраст и, казалось бы, невероятную задачу – положить конец людским страданиям и несправедливости – он принял Божий призыв и вступил на путь полного послушания Божьей воле. На него обрушились великие испытания и гонения, но он никогда не отклонялся от избранного пути благодаря непоколебимой преданности этой миссии.

Получив Божий наказ, он знал, что без глубокого понимания Творца и Его творения ему не выполнить этой задачи. Он усилил поиски истины, проводя дни и ночи в страстных молитвах, строгом посте и чтении. Его метод заключался в том, чтобы поставить конкретный вопрос, искать на него ответы в физическом и духовном мирах, а затем подтвердить свои выводы в молитве. Несколько раз ему непосредственно помогали Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед, Будда и прочие святые и мудрецы всех вероисповеданий, которые, встретив его в духовном мире, пополняли его понимание Бога и сложной истории взаимоотношений между Богом и человеком. К 25 годам он систематизировал основные положения Принципа Объединения.

Принцип проливает свет на природу Бога и человека, на причины сотворения и на то, как можно изменить человеческое общество, чтобы оно приносило радость Богу и удовлетворяло врожденные стремления человека. Принцип также объясняет, как люди должны относиться к окружающей среде, разбирает, как и почему прародители человека отдалились от Бога и как можно положить этому конец, что делал Бог в истории для достижения этой цели.

Движение Объединения, идейной основой которого является Принцип, – это не юридическое лицо, а совокупность акций, проектов и организаций, вдохновленных видением и учением Мун Сон-Мена. Мун Сон-Мен учредил большинство этих инициатив – от межрелигиозных и международных культурных фондов до университетов и всемирных новостных агентств, и все они руководствуются в своей деятельности идеалами и положениями, заключенными в Принципе. Принцип способствует взаимопониманию и согласию между приверженцами всех вероисповеданий и формулирует такое религиозное мировоззрение, которое обогатит любого, кто ищет истину. Таким образом, Движение Объединения не является новой религией, хотя и имеет религиозные корни, и не стремится конкурировать с существующими религиями.

Философское изложение Принципа, носящее название «Философия Объединения«, содержит теории первоначального образа, онтологии, первоначальной человеческой природы, эпистемологии, логики, аксиологии, этики, образования, искусства, истории и методологии.

Принцип представляет собой логическую связь идей и понятий, которые в своей совокупности проливают новый свет на жизнь и историю, а также по-новому открывают существующие писания. Люди, сведущие в том или ином священном писании, без труда увидят логические связи между хорошо знакомыми им вероучениями и постулатами Принципа. В целом Принцип опирается на религиозную историю, признаваемую большинством иудеев, христиан и мусульман с известными отличиями, однако это новая интерпретация.

Появление новой интерпретации писаний ради просвещения тех, кто стремится к более полному пониманию Бога и творения, имеет свое обоснование и в самих религиозных текстах. В христианской Библии записаны как высказывания и деяния Иисуса и его первых последователей, относящиеся к Новому Завету, так и Тора и другие иудейские священные тексты, относящиеся к Ветхому Завету. Таким образом, христиане принимают иудейские святые книги как свои, но трактуют их в соответствии со своими воззрениями, которые основаны преимущественно на Новом Завете. Иудеи толкуют и развивают учение письменной Торы (еврейской Библии) на основе положений устной Торы, отраженных в Талмуде и других пост-библейских раввинских текстах. В Коране Бог говорит: «И Мы низвели тебе писание с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания, и для охранения его». Некоторые исламские богословы (например, Юсуф Али) в своих комментариях к Корану часто ссылаются на Библию, особенно в тех местах, где это касается описанной в Коране священной истории.

Мусульмане трактуют как иудейские, так и христианские святые писания в соответствии с Кораном. Как христиане, так и мусульмане признают, что Бог открывал Свою истину и в более ранних писаниях.

В Принципе можно обнаружить понятия из других великих религиозных течений – индуизма, буддизма, даосизма, конфуцианства и зороастризма.

Принцип освещает три основные темы: идеал Божьего творения, неудачу людей в осуществлении этого идеала и направляемый Богом процесс человеческого развития в истории с целью воссоздания Божьего идеала.

Первая часть, Принципы творения, исследует природу Бога, человека и остального творения, а также цель Бога в сотворении всех существ и способ реализации этой цели. В этой части рассматривается то, каким был бы мир, если бы люди были послушны Богу, а в человеческих делах отсутствовал бы грех. Такой идеальный мир воплощает высочайшие мечты и стремления всех людей – плодотворное, мирное и радостное сосуществование. В первой части также рассматривается процесс духовного роста, природа Небес и ада.

Во второй части, Грехопадении человека, рассматриваются причины людских страданий и повсеместно наблюдаемых крайних отклонений в человеческом поведении. В ней выносятся на обсуждение последствия грехопадения для человеческой природы, для истории и для современного мира, а также намечаются пути необходимых изменений. Не зная главной причины отделения человечества от Бога, людям невозможно понять историю греха и страдания и объяснить современное безбожное состояние мира.

В третьей части, Истории восстановления, рассказывается о работе Бога по восстановлению изначальной чистой любви среди падших людей и о том, как в течение веков люди отвечали на призывы Бога. В этой части выявляется взаимосвязь между главными личностями и событиями священной истории и принципами восстановления, которые представляют собой принципы творения, действующие с целью восстановления падших людей. В рамках плана провиденциальной истории рассматривается, в частности, жизнь Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда.

P.S. 23 июля 2010 года, в Москве в издательстве «Маска» вышла в свет книга «Принцип Объединения: Основы учения Мун Сон Мёна» Томаса Кромвеля (название на английском: The Essentials of the Unification Principle).

Впервые эта книга была издана в 1992 г. в США в рамках Межрелигиозного семинара по лидерству, чтобы представить Божественный Принцип приверженцам различных конфессий и вероисповеданий. Ее особенностью является то, что она написана достаточно простым (по сравнению с каноническими изданиями «Божественного Принципа») языком, в ней опущены все библейские цитаты, а также включены обширные дополнительные материалы о роли различных религий в Божьем провидении, в частности, Мухаммеда и ислама.

В русском издании книга дополнена предисловием проф. д.ф.н А.И. Артемьева. Основные исходные данные: мягкая обложка, 279 стр., тираж 1000 экз.

Заказать книгу можно по эл. почте: revmoonbook@gmail.com