Author:
• Вторник, Июль 14th, 2009

Нынешний экономический кризис — «это кризис морали». Так считает Русская православная церковь (РПЦ), которая готова предложить обществу «свои пути преодоления кризиса». В частности, РПЦ выработала комплекс предложений к официальной программе «Единой России» «Стратегия-2020″.

Газета «Коммерсантъ» № 124/П (4179) от 13.07.2009

Об имеющихся у РПЦ антикризисных наработках сообщил в пятницу ответственный секретарь созданного при патриархе Московском и всея Руси экспертного совета «Экономика и этика» Павел Шашкин. «Это целый комплекс предложений к «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года»»,— сообщил «Ъ» господин Шашкин. Он пояснил, что тем самым церковь «хочет принять участие в дискуссии, в которой постарается донести свой взгляд на будущее России». Нынешний кризис, по его словам, это кризис морали, и потому задача общества состоит в том, чтобы «предложить позитивные ориентиры, следуя которым общественные институты, политические партии, предприниматели могут в практическом плане выдвигать рецепты экономической модернизации страны». В связи с этим РПЦ, как подчеркнул Павел Шашкин, «не собирается вмешиваться в политическую составляющую «Стратегии-2020″» и воздержится от «конкретных экономических рецептов».

Речь, по его словам, пойдет «о стратегических вещах, которые церковь как крупнейший общественный институт готова предложить». Основой для таких «вещей» стали социальная концепция РПЦ и свод нравственных принципов и правил хозяйствования, принятый на Всемирном русском народном соборе. В предложениях церкви отражена позиция церкви по поводу того, что «миропорядок должен быть основан на ценностях справедливости, эффективности и общественной солидарности».

Эта церковная установка практически совпадает с идеями «социального консерватизма», который «Единая Россия» считает своей партийной идеологией. Поэтому, как заявил Павел Шашкин, с единороссами уже достигнута договоренность, что антикризисные предложения РПЦ будут обсуждаться на одном из заседаний в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) — дискуссионной площадке «Единой России», созданной для совместных дебатов трех внутрипартийный клубов (Социально-консервативный, Государственно-патриотический и либеральный «Клуб 4 ноября»).

Координатор ЦСКП замсекретаря генсовета «Единой России» Юрий Шувалов заявил «Ъ», что пока не имеет информации о подготовке такого заседания. Но сама идея подобной дискуссии господина Шувалов не удивила, так как патриарх Кирилл, по его словам, «бывал в ЦСКП еще до патриаршества». Одобряет дискуссию с РПЦ и депутат Госдумы Ирина Яровая, возглавляющая Государственно-патриотический клуб. Госпожу Яровую не смущает тот факт, что церковь намерена править «Стратегию-2020″, появившуюся у партии с подачи Владимира Путина, который впервые обнародовал эту идею в докризисном феврале 2008 года в ходе президентской кампании, когда сам господин Путин уже был назван единороссами «национальным лидером». Ведь речь идет, по ее мнению, «о попытке церкви что-то подсказать, а не навязывать партии».

Эксперты выход РПЦ в публичное пространство оценивают неоднозначно. Как пояснил «Ъ» профессор Международного эколого-политологического университета Сергей Черняховский, в диалоге власти и церкви нет ничего недопустимого для светского государства, если церковь представляет интересы собственно верующих. Однако этот диалог, по его словам, можно рассматривать в комплексе с тем, что в последние годы официальные представители власти позволяют себе называть Россию православной страной, ссылаясь на то, что большинство населения — русские (хотя не все русские — прихожане РПЦ), а представители церкви позволяют себе заявлять, что светское государство — не значит атеистическое. В этом случае, по мнению господина Черняховского, речь идет о «постепенной клерикализации общества», а РПЦ «ведет себя как политическая партия», которая стремится как минимум «быть во власти», а возможно, «и над государством».

Сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, напротив, оценивает шаги РПЦ позитивно, поскольку, по его словам, европейский капитализм в пору становления во многом благодаря церкви не стал «царством наживы», выработав этические и нравственные нормы, а самой католической церкви тогда «пришлось поменять собственные доктринальные основы». «Прямым аналогом» этого в России эксперт считает «нынешние действия патриарха Кирилла». Правда, эксперт находит довольно странным то, что в России «о моральном и этическом измерении кризиса говорит лишь патриарх Кирилл, тогда как в других странах об этом говорят прежде всего политики, например Обама и Меркель, и политические партии».

Виктор Ъ-Хамраев, Павел Ъ-Коробов

Наши политики видимо отводят Православной церкви роль учителя нравственности в обществе и сами не готовы «проповедовать» нравственные ценности. Жаль, ведь позиция лидера — это позиция родителя, а в семье именно отец и мать являются учителями и примером для своих детей.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
Оставьте свой отзыв